11.02.10В Российские ВВС заказали партию учебно-боевых Як-130
Специализирующийся на выпуске истребителей семейства МиГ нижегородский авиазавод "Сокол" уже в этом году поставит Военно-воздушным силам России партию учебно-боевых самолетов Як-130. Сборка двухместного лайнера разработки ОКБ им. Яковлева будет полностью производиться в Нижнем Новгороде, а крылья для этой машины в рамках существующей кооперации будет поставлять иркутский авиазавод. Установочная серия из четырех Як-130 также была изготовлена на этом заводе.
Як-130 предназначен для начальной и углубленной подготовки военных летчиков. Аэродинамическая схема и параметры системы этого самолета позволяют выполнять полеты практически во всех режимах, свойственных современным и перспективным российским и зарубежным боевым машинам, в том числе Су-30, МиГ-29 и F-16, уточняет ИТАР-ТАСС.
Россия поставит Вьетнаму 12 новейших истребителей Су-30МК2, авиационное вооружение, оборудование и запчасти, в том числе для закупленных ранее истребителей марки "Су". Стоимость контракта - примерно $1 млрд. Об этом в среду сообщил военно-дипломатический источник в Москве. Предыдущий контракт на поставку 8 Су-30МК2 был заключен в начале 2009 года.
Сегодня Вьетнам один из крупнейших покупателей российских вооружений и техники. Помимо истребителей в середине декабря 2009 года Россия и Вьетнам подписали контракт на поставку шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636 типа "Кило". У нас их называют "Варшавянка". Стоимость этой сделки - $1,8 миллиарда. Это одни из самых перспективных неатомных российских подлодок. Их главное достоинство малошумность и способность действовать в прибрежных водах на предельно малых глубинах. Кроме того, корабли могут нести не только торпедное, но и ракетное вооружение.
В 2001-2002 годах российские предприятия получили заказы на постройку восьми военных катеров проекта 1241.8, двух фрегатов проекта 1166.1 ("Гепард"). Головной корабль серии сейчас готовится к передаче вьетнамской стороне в Зеленодольске. Этот корабль также по-своему уникален. Он может развивать скорость более 28 узлов (около 60 км в час) и вооружен ударным комплексом "Уран", который стреляет противокорабельными крылатыми ракетами типа Х-35Э на расстояние до 130 км.
Истребители Су-30МК2 также относятся к наиболее перспективным российским машинам. Это усовершенствованная под требования заказчика версия истребителя Су-30. Машина способна нести противокорабельные ракеты, бомбовое вооружение. Выполнять задачи в любое время суток, невзирая на погодные условия. Самолет развивает скорость до 2,1 тысячи километров в час, а дальность его полета составляет 3,5 тысячи километров.
Как отмечают эксперты, Су-30 один из самых удачных российских экспортных продуктов. Его боевая эффективность неоднократно подтверждалась в ходе учебных боев, в том числе и против американских истребителей F-15/16. В различных модификациях он стоит на вооружении ВВС Индии, Китая и Малайзии. Так что желание Вьетнама усилить свою авиационную группировку вполне логично.
28 января в Комсомольске-на-Амуре должно состояться знаковое для всей российской авиации событие - впервые в небо поднимется истребитель пятого поколения. Он должен не только стать ответом американскому аналогу F-22 "Raptor", но и доказать, что Россия - один из лидеров мирового авиастроения.
Эту машину еще называют перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА). О ней говорят не первый год, а компания "Сухой", где создается машина, не первый год хранит по этому поводу молчание, лишь изредка подогревая интерес туманными замечаниями. Внешний облик истребителя держится в строжайшем секрете, что только добавляет интриги сегодняшнему полету.
Самыми откровенными оказались индийцы (Дели участвует в программе разработки машины). Например, индийские военные рассказали, что фюзеляж 35-тонного истребителя пятого поколения будет состоять на 25% из титана и на 20% из композитных материалов. В итоге должен получиться "удивительный самолет". Эффективная площадь отражающей поверхности его будет равна всего 0,5 кв.м (по сравнению с 20 кв.м у Су-30МКИ). Это означает, что если Су-30МКИ на радаре виден как металлический объект размером 5 на 4 метра, то отражение на экране радара у нового истребителя будет в 40 раз меньше. Для взлета и посадки машине будет достаточно всего 300-400 метров пробежки.
Есть и более известные элементы новой машины. Так, концерн "Авионика" демонстрирует прообраз цифровой кабины истребителя. Он сейчас "летает" в составе нового российского истребителя Су-35. На Су-35 отрабатывают и новый двигатель 117С с управляемым вектором тяги фирмы "Сатурн", дающий машине возможность сверхманевренности на всех режимах - как на скорости, так и при полном ее отсутствии.
- Это бесспорно самый амбициозный проект последнего времени в нашей авиации, - заявил "Известиям" глава Центра АСТ Руслан Пухов.
Программа разработки ПАК ФА, по его мнению, позволила сохранить на нужном уровне нашу школу военного самолетостроения. В настоящее время Россия контролирует до половины мирового рынка тяжелых истребителей (без учета внутренних американских закупок). Других таких сегментов, где российские компании были бы в числе мировых лидеров и занимали бы десятки процентов глобального рынка, очень немного, уверен эксперт.
Китайские ВВС провели успешное испытание новейшего палубного истребителя J-10. Тем самым Китай впервые подтвердил не только реальность создания собственного авианесущего флота, но и способность самостоятельно производить палубные истребители. Это событие можно считать прямым вызовом России и США.
Машина взлетела и села на палубу авианесущего крейсера "Shi Lang", названного в честь китайского генерала, который захватил Тайвань в 1861 году. А в прошлом "Shi Lang" - это советский авианесущий крейсер "Варяг", проданный Пекину в конце 90-х годов Украиной. "Варяг" стоит у причала Даляня с 2002 года. Все это время китайские специалисты активно занимались его ремонтом и модернизацией. Пекин не скрывал, что рассматривает советский авианосец как платформу для отработки собственных технологий строительства авианесущего флота. Единственной проблемой для реализации этих планов было отсутствие самолетов, способных сесть на палубу корабля, а также опыта подготовки пилотов корабельной авиации.
Все это время Китай пытался получить нужные ему технологии у России. В 2003 году был подписан контракт на лицензионное производство наших Су-27СК в Поднебесной. Но в итоге из 200 заказанных комплектов Китай купил лишь половину, объяснив отказ низкими боевыми возможностями Су-27. И сконцентрировался на собственном проекте J-11B. Причем все знали, что он в значительной степени копирует "суховские" машины Су-27/30. Параллельно китайцы с российской помощью создали двух конкурентов российским истребителям МиГ-29 - J-10 и FC-1. Дело было сделано. Китай получил технологии, которые "продвинули" его технологический уровень на 20-25 лет вперед.
Несмотря на все это, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) одобряла дальнейшие поставки Пекину ключевых технологий. Было дано разрешение на поставки и реэкспорт в третьи страны новейших российских авиадвигателей РД-93 (их ставят на "МиГи"). И это еще не все.
- В январе 2009 года был подписан очередной контракт на поставку 122 двигателей АЛ-31ФН, устанавливаемых на истребители J-10, - напомнил заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Александр Михеев. - Кроме того, с компанией AVIC ведутся переговоры по подписанию нового контракта на поставку очередных 100 двигателей РД-93, устанавливаемых на китайские истребители FC-1 (прямой конкурент нашему МиГ-29. - "Известия").
В распоряжении Китая оказалась также новейшая российская бортовая радиолокационная станция "Жемчуг", разработанная объединением "Фазотрон". Эта станция является вариантом бортовой РЛС "Жук", которая только что была предложена для нашего новейшего истребителя МиГ-35. Посильный вклад в становление ВМС Китая внесла и Украина, которая не только продала Пекину недостроенный "Варяг" за $20 миллионов и предоставила пакет необходимой технической документации к нему, но и передала китайцам имевшийся на Украине один из опытных образцов палубного Су-33.
- Сейчас Китай намерен в большей степени работать с нами не в направлении закупок конечной продукции ОПК, а в приобретении тех высоких технологий, которых еще хватает в нашей стране, - признал первый замдиректора ФСВТС Александр Фомин. При этом он отметил, что основной упор китайская сторона старается сейчас делать на проведении интересных для нее НИОКР.
- Это нам, конечно, тоже выгодно, но мы хотели бы иметь не отдельные кусочки, а какую-то плановую работу, - поддерживает коллегу замглавы ФСВТС Вячеслав Дзиркалн. - Если говорить об опытно-конструкторских работах, то это должны быть не какие-то выдернутые работы, а комплексные проекты.
Но дело в том, что китайские авиастроители сотрудничество с Россией ведут по собственному графику, и до сих пор они успешно решали собственные, а не наши задачи.
- Проблема копирования российской боевой техники и вооружения по-прежнему остается для нас актуальной, - признает Дзиркалн. - В прошлом году страны подписали соглашение о защите интеллектуальной собственности, и я надеюсь, что оно будет помогать нам в решении спорных вопросов, связанных с незаконным копированием нашего вооружения.
Эти надежды, похоже, не оправдываются. В номере за 17 ноября "Известия" уже писали, что Китай, например, предлагает Пакистану лицензионное производство истребителей FC-1. В самых ближайших планах Пекина стоит производство не менее 2 тысяч новейших истребителей как для собственных ВВС, так и на экспорт. Уже определились и покупатели: Бангладеш, Ливан, Иран, Малайзия, Марокко, Нигерия, Шри-Ланка и Алжир - страны, традиционно покупавшие наши машины. В Малайзии, например, китайцы даже готовы обслуживать поставленные туда истребители Су-30МКМ.
В этом году, по словам главы ФСВТС Михаила Дмитриева, Россия наторговала оружием на $8,5 млрд, причем значительная часть этой суммы приходится на боевую авиацию. Если Китай и дальше будет двигаться вперед с такой же скоростью, то это может стать одним из последних наших успехов на оружейном рынке.
26.03.09В Киев просит Минобороны России вложиться в модернизацию Ан-70
Киев и Москва в который уже раз обещают дуг другу "инициировать возобновление заказа" российского Минобороны на "тяжеловес" Ан-70. Участники четвертого заседания украинско-российской подкомиссии по вопросам сотрудничества в сфере авиационной промышленности пришли к выводу, что этот вопрос необходимо обсудить на ближайшей встрече Юлии Тимошенко и Владимира Путина. "Мы предлагаем ускорить подписание изменений в межправительственное соглашение от 24 июня 1993 года по Ан-70 и его транспортному варианту Ан-70Т, в том числе по интеллектуальным правам и кооперации", - отметили участник встречи.
В создание самолета вложено более $1,1 миллиарда. По данным на начало 2008 года, для завершения программы конструкторам требовалось $132 миллиона. Из-за позиции российского оборонного ведомства Москва с 2007 года прекратила финансирование проекта. Однако в случае выхода из него России пришлось бы выплатить Украине $200-300 миллионов. Киев также не вкладывает средств в программу, но только по другой причине - из-за финансовых проблем в авиапроме. Как бы то ни было, авиакомплекс Антонова продолжает совершенствовать самолет и проводит некоторые испытания. Для завершения модернизации машины необходимо год-полтора, для поставок первого самолета Минобороны Украины - 2-2,5 года с начала финансирования.