Истребители танков "Мардер"
PanzerJager I - Родоначальник
В середине 1944 г. на фирме ВММ производились два вида шасси: «Jagdpanzer 38» («Хетцер») и «GW 38» («Мардер» и «Бизон»). Это усложняло производство, обслуживание и ремонт различных боевых машин в войсках. Решение о снятии с вооружения истребителя танков Marder III Ausm M не решало проблемы, так как этот же тип шасси использовался в производстве очень нужной войскам 150-мм САУ поддержки Bison. В то же время слабое бронирование «Бизона» ограничивало области его применения и он нуждался в лучшей защите.
Осенью 1944 г. ОКН принимает решение о разработке бронированного штурмового 150-мм орудия sIG 33 на шасси «Jagdpanzer 38» (Хетцер). Проект САУ и опытный образец построили довольно быстро. В качестве базы для его изготовления использовали «Bergerpanzer 38», в боевом отделении которого вместо лебедок и такелажного оборудования разместилось орудие sIG 33/2, дополнительно прикрытое спереди и боков броневыми листали толщиной 15-10 мм. После испытаний новая САУ была отнесена к разряду «штурмовых танков» и принята на вооружение.
В конце ноября 1944 г. заказ на изготовление этих штурмовых танков был передан, видимо, на фирму «Алкетт», где их изготовили заново в количестве 24 штук и еще 7 машин было переделано из ремонтных «Хетцеров».
Marder I (SdKfz 135) - Полуфранцуз
Появление этого истребителя танков было в известной степени случайным. В 1942 г. ввиду принятия еа вооружение новых истребителей танков, вооруженных 75-мм орудием PaK 40, остро потребовалась подобная машина и для учебных подразделений.
Однако рачительные немцы не хотели оставлять в тылу большое количество боевых машин, остро требовавшихся на фронте и по распоряжению Управления Вооружений фирма Alkett провела разработку учебно-боевой САУ на шасси трофейных (французских) боевых машин.
Наиболее удачной для обучения и боевого применения была признана САУ на шасси полубронированного тягача Lorraine-S, в кормовой части которого в частично бронированном боевом отделении была установлена 75-мм пушка PaK 40/I. После испытаний опытного образца машина была принята на вооружение под индексом "7,5 cm Pak 40/1 Auf PzJgLrS(f), Marder I, SdKfz 135" и заказ на ее производство был утроен (с 50 до 150 шт). В течение 1943-44 г. фирма Alfred Becker (куда передали серийное производство) изготовила 179 боевых машин данного типа, которые применялись немцами на Западном фронте и в Белоруссии.
Фактически "Marder I" была первая немецкая САУ с задним расположением боевого отделения.
Marder II (SdKfz 132) - Мощный и быстрый
В ходе боевых действий в СССР германское командование столкнулось с недостаточной эффективностью состоящих на вооружении вермахта противотанковых средств. Это особенно ярко начало проявляться осенью 1941 г, когда гарманская армия начала ощущать острый недостаток своих танков, в то время как количество советских танков новых типов постоянно возрастало.
Времени для разработки новых специальных противотанковых орудий не было и 20 декабря 1941 г. управлением вооружений был издан приказ о срочной разработке самоходной противотанковой установки, вооруженной трофейной советской легкой полевой пушкой Ф-22, обладавшей высокой бронепробиваемостью. Для ускорения процесса разработки новых САУ предлагалось использовать опыт переделки танка PzKpfw I в "Panzerjager I", а в качестве базы - использовать ходовую часть легких танков - PzKpfw II и PzKpfw 38 (t).
Проектированием САУ на базе ходовой части PzKpfw II занялась фирма Alkett еще до официального заключения контракта. А уже 12 мая 1942 г. такие САУ на базе ходовой части PzKpfw II Ausf D начали поступать в войска. Эта машина была принята на вооружение под индексом "PzSfl II fur 7,62 cm PaK 36 (r) Marder II (SdKfz 132)".
Наиболее интенсивно эти истребители танков использовались в ходе летнего 1942 г. наступления на Сталинград и Северный Кавказ. Они были признаны удачными, но после поражения немецких войск на данном направлении большинство из них было здесь утрачено. По различным источникам к началу 1943 г. в немецкой армии осталось не более 50 САУ данного типа из 192 изготовленных. В последующем они эпизодически применялись вплоть до окончания войны.
Marder III (SdKfz 139) - Долгожитель
Инженеры фирмы BMM (бывш. Praha) предложили свой вариант использования орудия PaK 36(r) - переделанной трофейной пушки Ф-22. Естественно, что в качестве базы они использовали хорошо освоенное шасси и силовую установку танка PzKpfw 38(t). Истребитель танков получился несколько высоковатым, но после испытаний, все сомнения отпали. Эта боевая машина, без сомнения обладала наиболее высокими боевыми характеристиками.
САУ была принята на вооружение под названием "Panzerselbstfahrlafette 2 fur 7,62 cm PaK 36(r) Marder III (SdKfz 139)". Cерийное производство было развернуто на заводах BMM в Праге. И несмотря на освоение более совершенного "Мардера", вооруженного PaK 40, выпуск этой модификации шел пока не иссяк запас трофейных орудий.
Наиболее активно данные САУ применялись немцами в ходе Курской битвы, а также в 1944-45 гг. на южном цчастке фронта,особенно в Венгрии и Чехословакии.
Marder II (SdKfz 131) - Вторая жизнь "двойки"
C появлением в германской армии мощного 75-мм противотанкового орудия - PaK 40 работы над созданием противотанковых САУ развернулись с новой силой.
18 мая 1942 г. рейхсминистр вооружения и боеприпасов издал приказ о серийном производстве противотанковых самоходных артсистем на базе снимаемого с вооружения шасси легкого танка PzKpfw II. По данному приказу фирма MAN должна была поставлять шасси PzKpfw II, прошедшие капитальный ремонт, Alkett - бронировку корпуса, а Rheinmetall-Borsig - вооружение.
Практически сразу начались испытания опытных образцов подобных самоходных артсистем и 23 мая один из них был рекомендован для принятия на вооружение.
Новая САУ получила индекс "7,5 cm PaK 40/2 auf Fahrgestell des PzKpfw II, Marder II , SdKfz 131", но на фронт попала только в самом конце 1942 г. Несмотря на то, что машина считалась наиболее перспективной, в производстве она пробыла недолго. Сказалась слабость ходовой части и незначительно количество исправных шасси танка PzKpfw II. Уже весной 1943 г. было принято решение о прекращении их выпуска в пользу более совершенного "Marder III" и легкой самоходной полевой гаубицы "Wespe".
Marder IIIH (SdKfz 138) - Еще один временный
С появлением 75-мм орудия PaK 40 инженеры BMM решили приспособить новое орудие на базу танка PzKpfw 38(t). Это было сделано оперативно и в июне 1942 г. первый экземпляр новой САУ с PaK 40/3 вышел из ворот BMM. Первоначально задумывалось снабдить САУ закрытой боевой рубкой, защищенной 10-мм бронелистами, но в данном виде она оказалась перегруженной. Поэтому в ходе доработок, новый истребитель танков получил полуоткрытое боевое отделение и стал удивительно походить на своего предшественника, выпускавшегося здесь же.
В ноябре 1942 г. под названием "7,5 cm PaK 40/3 auf Fahrgestell des PzKpfw 38(t) Marder III ausf H (SdKfz 138)" новый истребитель танков был принят на вооружение, а с января 1943 г. начал поступать в войска. Первое массовое применение этих боевых машин имело место в боях под Курском, а с осени 1943 г. ее производство было прекращено ввиду принятия более совершенной иашины "Marder III Ausf M"
Marder IIIM (SdKfz 138) - Наиболее удачный
Придя к мысли, что использование шасси и корпусов танков под САУ нецелесообразно, а также изучив опыт Deutsche Eisenwerke по созданию Geschutzwagen III/IV, чехословацкие инженеры решили также создасть српециализированный самоходный лафет для различных артсистем. Они сместили двигатель вперед и, увеличив таким образом боевое отделение, смогли одновременно уменьшить общую высоту машины и значительно сократить ее длину. Это положительно сказалось на маневренности и проходимости САУ, и кроме того, ее стоимость была снижена почти на 10%. Осенью 1943 г. эта машина была показана представителям Управления Вооружений и в 1944 г. под названием "Marder III ausf M" начался ее серийный выпуск на BMM. По мнению большинства экспертов эта машина оказалась самой удачной в семействе "Куниц".
После войны Чехословакия выпустиля для нужд собственной армии еще около 100 Marder III, получивших название ST-2.
Nashorn (SdKfz 132) - Венец семейства
В середине 1942 г. на фирме Deutsche Eisenwerke был создан проект унифицированного самоходного лафета из стандартных узлов ходовых частей танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Этот лафет (Geschutzwagen III/IV) задумывался, как многоцелевая база для семейства боевых машин различного назначения: противотанковых, зенитных, САУ поддержки, и т.д.
Особенностью шасси было то, что двигатель (Maybach HL 120 TRM) и трансмиссия располагались в передней части корпуса в непосредственной близости от ведущего колеса, подобно "Marder I". Боевое отделение смещалось к корме и было очень просторным. Удачные конструктивные решения, заложенные в лафете, позволили смонтировать в его боевом отделении новую 88-мм противотанковую пушку PaK 43 с длиной ствола 71 калибр, превратив его в грозное оружие борьбы с советскими и англо-американскими танками.
В ноябре 1942 г. такие противотанковые САУ, получившие название "8,8 cm Pak auf GW III/IV Hornisse (Шершень), SdKfz 164", были приняты на вооружение. В феврале 1944 г. они были переименованы в "Nashorn" (Носорог). Эти САУ были наиболее мощными среди ограниченно бронированных истребителей танков, так как орудие PaK 43 позволяло бороться со всеми типами танков антифашистской коалици до самого конца войны.