Полевые артсистемы на самоходном лафете

sIG 33 Auf Pz I - Первый опыт

Одной из первых немецких САУ стала изготовленная еще в 1939 году фирмой Alkett на шасси PzKpfw I Ausf B 150-мм тяжелая самоходная гаубица. Тяжелая пехотная гаубица sIG 33, даже не снятая с колес, устанавливалась на шасси устаревшего легкого танка PzKpfw I и прикрывалась с 3-х сторон 10-мм бронекоробкой. Это решение оказалось неудачным, поскольку большая высота (более 3-х метров) конструкции и большой вес устанавливаемой гаубицы делали всю артсистему склонной к опрокидыванию, к тому же ходовая часть оказалась сильно перегруженной. Изготовленные 38 артсистем, приняли участие в боевых действиях в Польше и во Франции для поддержки наступающих пехотных подразделений. Последние применения этой артсистемы относятся к боям в СССР осенью 1941 г.

Wespe (SdKfz 124) - Противная "Оса"

Пытаясь сохранить выпуск хорошо освоенной ходовой части танка PzKpfw II и лучше приспособить ее для использования в САУ, инженеры Alkett провели ее радикальную перекомпоновку. Двигатель был смещен в центральную часть машины, а боевое отделение было смещено назад, что позволило лучше распределить нагрузку на опорные катки и уменьшить общий габарит артустановки.

Переделанное шасси получило название "Geschutzwagen II" и оказалась очень удачным. Но заказ на установку на этой базе 75-мм противотанкового орудия PaK 40/3, на который надеялись создатели лафета, не последовал, так как головным предприятием по легким противотанковым САУ уже была назначена фирма ВММ в Праге.

Однако 105-мм самоходных гаубиц в 1943 г. для фронта требовалось очень много и их выпуску давали "зеленую улицу". В 1944 г. САУ получила собственное имя "Wespe" (Оса), но вскоре ее выпуск был прекращен, так как разюомбленные заводы "Альмеркише Кеттенфабрик" не справлялись даже с программой выпуска более необходимых штурмовых орудий.

Hummel (SdKfz 165) - Надоедливые "Шмели"

В середине 1942 г. на фирме Deutsche Eisenwerke был создан проект унифицированного самоходного лафета из стандартных узлов ходовых частей танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Этот лафет (Geschutzwagen III/IV) задумывался, как многоцелевая база для семейства боевых машин различного назначения: противотанковых, зенитных, САУ поддержки, и т.д.

Одной из первых артсистем на данном лафете стал 88-мм истребитель танков "Хорниссе ", после которого на той же повозке на испытания вышла самоходная 105-мм пехотная гаубица le FH 18/2. Но несмотря на удачную конструкцию и успешное завершение испытаний, САУ запоздала, поскольку уже была принята на вооружение 105-мм самоходная легкая полевая гаубица "Wespe" на болнн дешевом шасси "Geschutzwagen II".

Но подлинный триумф выпал на долю тяжелой танковой пушки-гаубицы "15-cm Panzer-Haubitzer 18/1 auf Fahrgestell Gw III/IV, SdKfz 165", разработанной фирмой Alkett. Артсистема была принята на вооружение в начале 1943 г., а в феврале 1944 ей было присвоено имя "Hummel" (Шмель). До самого окончания войны "Шмели" по праву считались наиболее мощными самоходными артсистемами немецких полевых войск.