I. Интриги вокруг "Тигра"

Прежде, чем пускаться в многословные рассуждения об этом "тяжелом неповоротливом утюге", давайте обратимся ненадолго к событиям, предшествовавшим его рождению. А поскольку прямым предком "Фердинанда" стал танк VK 4501 (Р), более известный под названием "Тигр Порше", мы никак не можем обойти его вниманием.

До сих пор никому из исследователей истории немецкого танкостроения не удалось найти точной даты начала работ по "Тигру". 26 мая 1941 г.. на которое многие авторы ссылаются. как надень выдачи технического задания, не соответствует истине. В этом можно убедиться, если просмотреть стенографический отчет совещания в Бергхофе, проходившего именно в этот день, где якобы и родилась в голове "бесноватого" идея такой "всесокрушающей" машины. На совещании присутствовали: А.Гитлер, рейхсминистр вооружения и боеприпасов Ф.Тодт, председатель "танковой комиссии" Рейхсминистерства, почетный доктор технических наук Ф.Порше, начальник Управления Вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) Заур, его заместители: полковник Филпс, подполковник фон Вилке, старший советник службы конструирования Э.Книпкампф и директор фирмы Штайр Хаккер. Главным вопросом совещания было обсуждение состояния немецких бронетанковых сил, которое вытекало из анализа боевых действий во Франции. Особое внимание присутствующих А.Гитлер обратил на разработку средств борьбы с британским пехотным танком "Матильда", так как к моменту вторжения на британские территории (предполагавшееся в 1942 г.) вермахт мог встретить 4500-6000 шт. этих толстобронных машин.

Одним из пунктов повестки дня стал доклад Начальника Управления Вооружений о ходе проектных работ по танкам прорыва VK 3601(H) и VK 4501(Р), макеты которых были предъявлены здесь же для показа (значит танки уже находились в работе!).

Несмотря на ряд критических замечаний фюрера, высказанных в адрес VK 3601 (Н), макеты обоих танков в целом были одобрены и А.Гитлер распорядился о передаче проектировщикам необходимых средств.

Для того, чтобы лучше понять происходящее далее, необходимо уточнить, что 36-тонная машина, изготовление которой началось в компании "Хеншель и сыновья" в Касселе вообще-то не являлась детищем этой фирмы, и Эрвин Адерс первоначально не имел к разработке ее эскиза никакого отношения. Автором первоначального проекта этого тяжелого танка выступало... Управление Вооружений Сухопутных войск (эскизный проект разработан под руководством начальника Управления Заура при участии Э. Книпкампфа). Эрвин Адерс был подключен к проекту уже для доводки проекта (сиречь - исправления многочисленных огрехов, допущенных на первом этапе).

Кампания в Советской России первоначально никак не повлияла на плановые работы над новым немецким тяжелым танком. Напротив, основные усилия проектировщиков были брошены на совершенствование серийных танков.

Однако, осенью 1941 г. работы над новыми тяжелыми танками были возобновлены. В результате переработки подбашенной коробки для установки башни с 88-мм орудием (а по проекту машина Адерса должна была нести 75-мм пушку 0725 с коническим каналом ствола), усиления бронирования, доработок в ходовой части, а также исправления многочисленных ошибок при проектировании, вес экспериментального образца танка фирмы Хеншель превысил 48 тонн (вместо первоначально запланированных 36!) и он был переименован в VK 450(Н). Значительное увеличение веса танка привело к чрезмерному удельному давлению гусениц на грунт, что могло быть скомпенсировано только применением чрезвычайно широких гусеничных цепей. Но с такими гусеницами танк уже не вписывался в железнодорожный габарит и для него специально ввели вторую пару так называемых "боевых" гусениц. Таким образом танк должен был "переобуваться" перед боем подобно тому, как ученики в школе перед уроками одевают сменную обувь.

Тогда же родился и первый скандал между доктором Порше и Управлением Вооружений, поскольку последнее из соображений собственного престижа заказало фирме Крупп не ту башню, что разработало КБ "Порше АГ", а работы по созданию новой танковой 88-мм пушки без согласования с "танковой комиссией" были отложены на год (согласно первоначального проекта "Тигр" Ф.Порше должен был иметь башню с кругом обслуживания 2000 мм и вооруженную 88-мм пушкой с длиной ствола 71 калибр, тогда как круг обслуживания башни, заказанной Управлением Вооружений составлял 1820 мм). По данному факту доктор Тодт (лично курировавший создание новых образцов вооружения) подал жалобу на имя А.Гитлера.

Управление Вооружений испугалось и ответило пространным документом, в котором оправдывало уменьшение диаметра подбашенного погона исключительно ходом проектных работ на фирме Крупп. Это письмо, написанное в 11 экземплярах, было разослано по всем инстанциям и именно с этого момента началась та "необъявленная война", которую далее планомерно вело Управление Вооружений против доктора Порше. Теперь этот неудобный упрямый доктор стал заклятым врагом господ - управленцев.

Зимой 1942 г. началось изготовление опытных образцов. 8 февраля 1942 года доктор Тодт разбился на своем самолете и погиб при невыясненных обстоятельствах. Его ведомство принял Альберт Шпеер, прославившийся до этого в качестве "главного архитектора рейха". Эту дату можно считать поворотным рубежом в постройке немецких тяжелых танков. Если раньше доктор Ф.Порше имел влиятельного покровителя в лице технически более или менее грамотного рейхсминистра, то теперь он остался один против закаленного коллектива мастеров интриг. И если раньше его детище рассматривалось как основной вариант тяжелого танка прорыва для оснащения "панцерваффе", то теперь "господа управленцы" беззастенчиво оттирали строптивого доктора в сторону, создавая на его пути многочисленные препятствия.

Правда первоначально план выпуска новых тяжелых танков выглядел так: к октябрю 1942 г. планировалось иметь на вооружении 60 танков Порше и 25 - Хеншеля, а к марту 1943 г. - 135 машин этого класса (из них 85 танков конструкции Порше). Альберт Шпеер, правда, постоянно доказывал Гитлеру, что производственные мощности не справляются с возросшими потребностями армии и только одна из принятых на вооружение двух тяжелых машин (курсив мой, М.С.) в настоящее время может строиться массово. Гитлер же стоял за параллельное производство двух танков небольшими сериями, считая, что их массовое производство до окончания кампании на Востоке скорее всего не потребуется, а далее промышленные мощности значительно возрастут.

20 апреля 1942 года состоялся первый показ и сравнительные испытания эталонных образцов новых танков. В описании показа отмечалось, что "обе осмотренные машины еще "очень сырые" и перетяжеленные вследствие дополнительного бронирования". Была отмечена более удачная ходовая часть танка Порше, который несмотря на отсутствие дизеля и более узкие гусеницы, прекрасно прошел все препятствия без поломок, в то время как машина его конкурентов часто ломалась и застряла по крайней мере в трети преград (практически на всех препятствиях с мягким грунтом). Кроме того, достоинством танка Ф. Порше было то, что он без проблем вписывался в габариты европейских железнодорожных путей, тогда как танк Э.Адерса должен был "переобуваться". Превосходила -машина Порше своего собрата и по числу выпущенных, поскольку к 6 июня 1942 г. фирма Нибелунгенверк готова была сдать в войска первые 16 танков VK 450(Р), для которых на фирме Крупп уже заканчивали сборку башен. Хеншель же мог дать к этому же сроку только одну машину, башня для которой не была готова.

Гитлер снова высказался за то, чтобы оба танка строились параллельно небольшими сериями и без дополнительных испытаний сдавались в войска. Первое подразделение - батальон, оснащенный "Тиграми" Ф.Порше предполагалось сформировать к августу 1942 г. и направить его под Сталинград. Но неожиданно Управление Вооружений приостановило работы по новому танку на месяц.