Китайский авианосец, созданный на базе советского авианесущего крейсера «Варяг» вступит в строй ВМС КНР уже в 2012 году.
В 1998 году китайские власти купили у Украины практически достроенный авианесущий крейсер «Варяг». Из-за отсутствия у Украины финансовых средств на достройку и эксплуатацию корабля сделка была проведена по цене металлолома. Сумма сделки составила всего лишь 20 млн. долларов. Его строительство (проект 1143.6) было начато еще в августе 1985 года, на воду он был спущен в ноябре 1988 года, а в 1992 году достройка была приостановлена. Проект 1143.6 являлся логическим продолжением построенного ранее советского авианосца «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5). Следующим развитием серии должен стать авианосец «Ульяновск» (проект 1143.7), который должен быть оборудован паровыми катапультами и ядерной силовой установкой. На момент продажи готовность корабля «Варяг» составляла 67%. Почти два года (627 дней) корабль буксировали из Николаева в Китай. При достройке корабль получил новое название – «Ши Ланг» (имя известного китайского полководца).
Корабль имеет водоизмещение почти 60 тыс. тонн, длину свыше 300 метров, способен развивать максимальную скорость в 29 узлов. Запас хода составляет около 8 тыс. миль. Российский аналог помимо артиллерийских автоматов АК-630М вооружен 12 пусковыми установками противокорабельных ракет «Гранит», представляющих серьезную угрозу для судов противника. Однако у китайцев пока отсутствует подобное вооружение, так что противокорабельные комплексы на «Ши Ланг» скорее всего, установлены не будут.
Примечательно, что командовать первым китайским авианосцем будет Ли Сяоянь – выпускник российской военно-морской академии имени Кузнецова. Его дипломная работа была посвящена авианосным группам.
В декабре прошлого года в СМИ появились сообщения о проведении второго этапа ходовых испытаний. В их рамках корабль выходил в море на 12 дней, после чего вернулся в порт приписки Далянь. В ходе испытаний также отрабатывалось взаимодействие судна с перспективным китайским палубным истребителем J-15, но посадок на палубу не производилось. Кроме отработки взаимодействия с самолетами разведывательные источники зафиксировали наличие на палубе китайского корабля вертолётов.
Первый этап ходовых испытаний китайского авианосца прошел в августе 2012 года и были завершены за пять дней. В промежутках между испытаниями специалисты судостроительных предприятий провели работы по проверке и дооснащения оборудования.
Однако, пока в СМИ отсутствует информация о комплектации китайского корабля аэрофинишерами. С помощью данной системы должна обеспечиваться возможность посадки авиационной техники на палубу судна. В настоящее время китайская промышленность не имеет возможность обеспечить производство такого оборудования самостоятельно. Вследствие этого китайская сторона планировала приобрести четыре аэрофинишера, разработки Санкт-Петербургского ЦНИИ судового машиностроения и Пролетарского завода. Эта сделка была заблокирована. Российская сторона сослалась на стратегический характер оборудования. Взлет самолет с палубы корабля является относительно простой задачей. Авианосец оборудован трамплином в носовой части, и взлет происходит за счет собственной тяги самолета. Однако посадка самолета на движущийся авианосец – задача намного более сложная.
В качестве авиационного вооружения на китайский корабль планируется привлечь истребители китайского производства J-15. Изначально китайцы заявляли, что самолет будет спроектирован с применением технологий малозаметности, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это всего лишь не очень удачная копия российского Су-33. Как и сам авианосец, прототип Су-33 – опытный самолет Т-10К был куплен в 2001 или 2005 году Китаем у Украины и подвергнут «обратному инжинирингу».
По имеющейся информации реконструированный корабль будет использоваться Китаем как полигон для отработки новых технологий и обучения личного состава, прежде всего летчиков палубной авиации. Китай озвучил планы построения нескольких авианосцев в развитии данного проекта. По озвученным планам полноценный авианосный флот должен появиться у Китая не позднее 2020 года.
Особую озабоченность развитием китайского флота озвучивает Тайвань, которую материковый Китай считает своей мятежной отделившейся провинцией. В целях обеспечения безопасности Китая США приняло решение перебросить в этот регион до 60% своего подводного флота. Китайские военные дали однозначно понять, что создаваемая авианосная группировка будет использована исключительно для защиты прибрежной зоны Китая. Однако, только за прошлый год военный бюджет КНР вырос на 19%. Кроме построенного авианосца обеспечивать безопасность страны в прибрежных водах смогут также закупленные в России эскадренные миноносцы класса «Современный». Оснащенные противокорабельными ракетами, они представляют серьезную угрозу для надводных судов вероятного противника.
29.03.12В На Дальнем Востоке закрыты два морских пункта пропуска
С 1 марта 2012 года в соответствии с распоряжением правительства РФ от 27 января 2012 года № 62-р закрыты пять пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Как рассказали «ФедералПресс» сегодня, 14 марта, в пресс-службе регионального таможенного управления, в перечне пунктов, подлежащих закрытию, два расположены в Дальневосточном регионе.
Это морские пункты пропуска через государственную границу: Мыс Лазарева (Хабаровский край) и Производственный добывающий комплекс «Витязь» (Сахалинская область). Данные пункты пропуска были открыты как временные.
В настоящее время в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления расположено 63 пункта пропуска: шесть автомобильных, десять смешанных (в период навигации – речной, в период ледостава – автомобильный), десять воздушных, 33 морских, три железнодорожных и один речной. Из 63 пунктов пропуска 11 не функционируют.
30.01.12В Выставка в честь 108 годовщины крейсера «Варяг»
История знаменитого крейсера "Варяг" началась в 1898 года на верфях William Cramp & Sons в Филадельфии - именно там было создано легендарное судно.
Бой 1904 года, завершивший боевую судьбу "Варяга", стал непревзойденным примером мужества российских моряков - даже противник был восхищен тем, что русские бойцы поступили по канонам самурайской чести, японцы использовали это как пример для подражания.
Век крейсера был короток, но память о нем жива и по сей день и поистине является национальным достоянием.
2012 год - год 108 годовщины крейсера, и в честь этой важной даты 26 января в Музее истории основания российского флага состоялась выставка. На выставке были представлены подлинные фрагменты крейсера со дна Ирландского моря. В открытии выставки приняли участие военные историки, писатели и ветераны флота.
29.07.11В ВМФ России до 2020 года получит восемь АПЛ типа «Северодвинск»
Военно-морской флот России получит до 2020 года не менее восьми новейших многоцелевых АПЛ типа «Северодвинск», сообщил главком Владимир Высоцкий.
«Не менее восьми АПЛ этого проекта до 2020 года», – сказал он, отвечая на вопрос о количестве закупаемых лодок этого проекта, передает РИА «Новости».
Высоцкий также сообщил, что в августе АПЛ «Северодвинск» выйдет на ходовые испытания.
Ранее в июле генеральный директор – генеральный конструктор КБ «Малахит» (разработчик этих АПЛ) Владимир Пялов сообщил, что «Северодвинск» выходит в Белое море на два месяца. После этого пройдет заключительный этап государственных испытаний.
По его словам, в настоящее время «Северодвинск» готов на 98,9%. Оружие, в том числе крылатые ракеты большой дальности, полностью отработано во время предыдущих испытаний.
В настоящее время на заводе Севмаш в Северодвинске строится вторая подлодка проекта 885 «Казань». Ее передача флоту запланирована на 2015 год.
Многоцелевая атомная подводная лодка четвертого поколения проекта 885 (шифр «Ясень», по классификации НАТО GRANAY) спроектирована морским бюро машиностроения «Малахит» (Санкт-Петербург).
«Казань», как и «Северодвинск», – двухкорпусная одновальная АПЛ с пониженным уровнем акустического поля. Рубка имеет обтекаемую овальную форму, прочный корпус разделен на десять отсеков. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса.
Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Мощный комплекс вооружения включает сверхзвуковые крылатые ракеты и универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды. Корабль также получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой.
Внедрения последних разработок российского военно-промышленного комплекса должны обеспечить этим АПЛ первенство среди зарубежных аналогов в малошумности и скрытности.
Подлодка будет иметь водоизмещение 8,6 тысячи/13,8 тысячи тонн. Размеры – 119х13,5х9,4 метра. Максимальная глубина погружения – 600 метров. Скорость – 16/31 узел. Экипаж – 90 человек (32 офицера).
21.04.11В «Маршал Устинов» идет на Курилы
Командование Военно-морским флотом рассматривает возможность перебазирования с Северного на Тихоокеанский флот большого ракетного крейсера "Маршал Устинов".
По словам военных, это позволит сбалансировать состав сил и средств Тихоокеанского флота, усилив его ударную мощь.
- Перебазирование подобного корабля нужно рассматривать в рамках заявлений Генштаба об усилении нашей группировки войск на Дальнем Востоке, - считает член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. - В прошлом году здесь было сформировано оперативно-стратегическое командование "Восток". Было анонсировано, что первый из полученных от Франции больших вертолетоносцев типа "Мистраль" отправится на Тихоокеанский флот. Подобным кораблям нужно надежное охранение.
В настоящее время в составе ВМФ России числятся три корабля проекта 1164 типа "Атлант". Это флагманы: ракетный крейсер "Москва" Черноморского флота, "Варяг" - Тихоокеанского и "Маршал Устинов" - Северного. В 80-х годах эти корабли считались лучшими в мире, так как на одну тонну водоизмещения были самыми вооруженными. При водоизмещении чуть более 11 тысяч тонн на крейсере были размещены 16 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет П-500 "Базальт", способных нести ядерные боеголовки. В кормовой части корабля располагается 8 пусковых установок револьверного типа, в которых размещены 64 зенитные ракеты комплекса "Риф" (морского аналога С-300). Помимо этого, корабль оснащен автоматическими артиллерийскими установками, торпедными аппаратами и реактивными противолодочными бомбометными системами. Благодаря газотурбинной энергетической установке корабль может развивать скорость 32 узла (около 60 километров в час, что для кораблей подобного класса весьма неплохо).
Всего по планам ВМФ СССР планировалось построить не менее 12 подобных крейсеров. Но в начале 90-х прошлого века на этих планах был поставлен крест. Последний, четвертый корабль, получивший имя "Адмирал Лобов", остался стоять на стапелях Николаевского судостроительного завода. Степень готовности корабля составляла на тот момент 75%. В январе 2011 года российская сторона объявила, что не намерена покупать у Украины недостроенный корабль, но готова забрать его бесплатно, если его можно эксплуатировать.
Как сообщили в штабе ВМФ, перебазирование "Адмирала Устинова" с Севера на Дальний Восток не отразится на боеготовности Северного флота. В его составе остается тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий". Кроме того, есть решение о ремонте и возвращении в состав флота еще двух подобных кораблей. Что же касается экипажа передаваемого корабля, то морякам будет предложено либо остаться на прежнем месте службы, либо убыть к новому вместе с крейсером. Так было с крейсером "Петр Великий" - его принимали моряки-тихоокеанцы, но служить кораблю пришлось на Северном флоте.