Первые советские танки 1920-1931 гг.
9. Т-18М обр. 1938 г.
В 1937 г. перед АБТУ была поставлена задача по модернизации Т-18 с целью его возможного использования в условиях современной войны. Модернизацию проводил завод № 37 им. Орджоникидзе. В танк был установлен силовой агрегат ГАЗ-М1, КПП и радиатор танка Т-38, для установки которого МТО было расширено. Дополнительно от Т-38 были заимствованы бортовые фрикционы, сдвоенные ленивцы и звездочка, служившая для предотвращения спадания зауженной гусеницы.
Для облегчения танка и уменьшения его высоты с башни была демонтирована кормовая ниша и грибообразная башенка, вместо которой появилась конусообразная крышка. Испытания показали, что характеристики танка не оправдывают вложенных в него затрат.
10. Т-18 для Укрепрайонов
По распоряжению Наркома обороны в 1938 г. 700 танков Т-18 и 22 танка Т-24 должны были быть переданы в распоряжение УР округов. Там машины, выработавшие свой ресурс, должны были быть использованы в качестве бронированных огневых точек. Для их вооружения использовались либо пулеметные установки ДА-2 (пулеметный бронеколпак), либо 45-мм танковые пушки обр. 1932 г. (пушечный бронеколпак). Установка 45-мм орудия в башне Т-18 была разработана в одном из проектных учреждений ОГПУ и она оказалась удачной.
На 1938-39 г. Наркомат Обороны сделал заказ на перевооружение 45-мм пушками 100 танков Т-18, находящихся в распоряжении УР Западного направления. Этот заказ выполнен не был, но в конце февраля таким образом было перевооружено около 70 танков. Вести огонь из таких танков разрешалось только с использованием дополнительного упора, или после их зарывания в землю. Такие огневые точки применялись при обороне некоторых УР новой границы.
Средние (маневренные) танки
11. Средний танк Т-12
Задание на проектирование получено КБ ОАТ 17 ноября 1927 г. Руководство проектированиема осуществлял С.Шукалов. Главный конструктор - В.Заславский, руководитель группы моторно-силовой установки - А.Микулин. Проект танка Т-1-12 был утвержден в июне 1928 г.
Для изготовления танка был выделен Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна, где образовали танковый участок. Руководил работами по изготовлению танка М.Андриянов при участии нач. троакторного цеха В. Дудка. Ответственным исполнителем по танку на ХПЗ был назначен В.Махонин. Сборочные работы были начаты 13 октября 1928 г. Для упрощения работ корпус танка изготовляли из простого железа.
15 октября 1929 г. танк был готов, но по требованию военных, его начали капитально переделывать и только к апрелю 1930 г. танк был готов для ходовых испытаний. Псоле полугодовых испытаний танк не был принят на вооружение, так как уже был готов Т-24.
12. Средний танк Т-24
Был создан в ходе доработок конструкции Т-12. Изготовление начато в сентябре 1929 г. сразу трех машин. В июле 1930 г. первый танк был отправлен на совместные испытания с Т-12. Осенью танк был принят на вооружение и начато его серийное производство. По планам 1930/31 гг. предусматривалось изготовление 200 танков Т-24, но было изготовлено всего 25 штук (причем один - из мягкой стали), после чего финансирование заказа было прекращено.
Большая часть изготовленных Т-24 (18 штук) несли службу в Харьковском военном округе. 2 марта 1938 г. по распоряжению Наркома вооружений 22 танка Т-24 были переданы в распоряжение УР округов для создания неподвижных бронебашенных огневых точек. К 1941 г. остался только один комплектный танк Т-24 в распоряжении НИБТполигона, но осенью 1941 г. он, видимо, был отправлен на фронт.