«Дикие гуси» 21 века
Последней страной, которая разрешила использовать контракторов, стала Россия - Государственная Дума дала право компаниям "Газпром" и "Транснефть" формировать собственные вооруженные подразделения.
Эл Вентер\Al Venter, автор книги "Пес Войны: Современные Наемники в Сражении"\War Dog: Fighting Other People's Wars -The Modern Mercenary in Combat указывает, что существование контракторов вызывает ряд вопросов юридического и этического характера, на которые пока не дано ответов. Эти компании, фактически, зарабатывают на войне. Поэтому они прямо или косвенно заинтересованы в том, чтобы вооруженный конфликт длился возможно дольше (у вооруженных сил принципиально иная задача). Этот парадокс становится причиной скандалов. Классическим примером является деятельность компании Halliburton. Эта фирма получила огромные контракты в Ираке - однако ею же некогда управлял Дик Чейни\Dick Cheney, нынешний вице-президент США, которого принято считать "архитектором" иракской войны.
Джеймс Дэвис\James R. Davis, автор книги "Воины Фортуны: Частные Армии и Новый Мировой Порядок"\Fortune's Warriors: Private Armies and the New World Order, подчеркивает, что иная проблема заключается в обеспечении контроля за деятельностью компаний, де-факто обладающих мощными армиями. Контракторы могут с легкостью отказаться от выполнения определенных подрядов, посчитав их чрезмерно рискованными или невыгодными (подобное неоднократно происходило в Ираке, где контракторы сворачивали свою деятельность, когда ситуация накалялась - таким образом, ставя под угрозу выполнение многих важных задач). Контракторы не входят в классическую структуру вооруженных сил и, действуя в зоне вооруженных конфликтов, не подчиняются военным. Их нельзя считать ни военнослужащими (они не носят военной формы), ни гражданскими людьми (они носят и используют оружие). Фактически, они оперируют в "серой зоне" международного права, поскольку в фундаментальных соглашениях и конвенциях такого рода они не упоминаются. В 2003 году в руки колумбийских повстанцев попали три контрактора, работавших на американскую компанию California Microwave Systems. Долгое время попытки их освобождения не давали результата, поскольку захватившие их боевики подчеркивали, что контракторы не попадают под действие Женевской Конвенции и не могут считаться военнопленными.
Показательная информация была обнародована в результате расследования скандала в тюрьме "Абу Грейб" - ее приводит Роберт Пелтон\Robert Pelton в своей книге "Лицензирован для Убийства"\Licensed to Kill: как оказалось, абсолютно все переводчики и половина специалистов, проводивших допросы заключенных, были контракторами (35% этих специалистов по допросам не прошли обязательного обучения, которое предписывается проходить всем кадровым военным, сотрудникам спецслужб и пр.). Контракторы были сотрудниками фирм Titan и caci. Скандал "Абу Грейб" потряс США и мир, в итоге несколько кадровых военных, издевавшихся над заключенными, были приговорены к тюремному заключению. Но в случае с контракторами эта система дала сбой. Контракторы не могут быть судимы военным трибуналом. Теоретически, их дела должен рассматривать суд государства, на территории которого они совершили преступления. Однако многие контракторы работают в кризисных странах, где судебная система действует плохо или вообще не действует, а центральные власти слабо контролируют ситуацию. В случае с "Абу Грейб" никто из контракторов не предстал перед судом. Компания caci провела внутренне расследование и распространила пресс-релиз, в котором сообщалось, что ее сотрудники не совершили ничего плохого.
Еще один аспект деятельности контракторов связан с особенностями кадровой политики. Если государственные структуры, как правило, весьма тщательно подходят к проверке качества кандидатов, желающих служить в армии, полиции, правоохранительных органах и спецслужбах, то контракторы подходят к решению этого вопроса менее формально. Теоретически они заинтересованы в том, чтобы в их компании работали люди с хорошей репутацией, не имеющие проблем с законом, обладающие высокой квалификацией и пр. На практике эти требования могут игнорироваться. В Ираке был обнаружен контрактор-британец, который отбыл тюремный срок за связи с боевиками Ирландской Республиканской Армии, и южноафриканец, которого на родине ожидал суд, поскольку в эпоху апартеида он закидывал бомбами дома политических противников существовавшего тогда режима. В Боснии было выяснилось, что сотрудники компании DynCorp действовали в качестве сутенеров и даже держали несовершеннолетних в сексуальном рабстве.
Как и представители любого иного вида бизнеса, контракторы стремятся зарабатывать деньги, причем часто они готовы работать на любого платежеспособного клиента. В результате, они обслуживают не только правительства своих стран, международные и гуманитарные организации. В числе их нанимателей неоднократно оказывались диктаторские режимы, сепаратисты, наркокартели и, как минимум, в двух случаях - террористические структуры. Показательная история произошла в 2004 году. Тогда выяснилось, что компания Logo Logistics (Великобритания - ЮАР) подрядилась провести государственный переворот в Экваториальной Гвинее. Заговор был раскрыт, расследование показало, что в нем был замешан баронет Марк Тэтчер\Mark Thatcher, сын бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер\Margaret Thatcher. Необходимо заметить, что Logo Logistics пыталась изгнать (или уничтожить) президента Теодоро Обианга Нгуема, который также захватил власть в результате путча, убивал своих политических противников и считался одним из наиболее коррумпированных диктаторов Африки.
Дебора Авант\Deborah Avan в своей книге "Рынок Для Силы: Последствия Приватизации Безопасности"\The Market for Force: The Consequences of Privatizing Security отмечает: "подобные особенности контракторов привлекают некоторые правительства, которые могут поручать вооруженным подрядчикам проводить операции, для которых невозможно использовать "официальные" армию, полицию и спецслужбы". Так, например, действовали США в Колумбии: Конгресс законодательно ограничил количество военных советников, которых Вашингтон может направить на помощь правительству этой страны (борется с наркокартелями и могущественными вооруженными группировками разного толка, практикующими террористические методы). Вашингтон вышел из положения, прибегнув к услугам контракторов.