Мы не рабы, рабы не мы
В 1990 году африканские государства впервые приняли декларацию, в которой требовалось, чтобы государства Европы и Америки, а также компании, которые нажились на работорговле и колонизации, выплатили странам черного континента $777 трлн. в качестве репараций.
Первые упоминания о рабах отмечены в 18 веке до н.э. - в Китае. Первым мыслителем, выступившим против рабства, был Эврипид (в трагедии "Гекуба"). Первым монархом, запретившим рабство, был Кир Великий, основатель Персидского государства.
Большинство рабов, которые были предназначены на экспорт в Европу и Америку, оставались в Африке. До момента продажи они, в большинстве случаев, были свободными людьми - они попали в рабство в результате войн или долгов. Первыми их хозяевами были такие же африканцы, которые перепродавали их белым торговцам. С точки зрения рабовладельцев, раб был легитимным товаром, потому что он являлся рабом в момент приобретения - этот аргумент долгое время использовался противниками отмены рабства в Европе и Америке.
Примерно 56% рабов, отправленных в Южную и Северную Америку, были мужчинами, 30% - женщинами, 14% - детьми. В начале 19 века чернокожие невольники на плантациях сахарного тростника на Ямайке работали 4 тыс. часов в год - втрое больше, чем современный фабричный рабочий. Рабы на хлопковых полях работали 3 тыс. часов в год.
На долю США пришлось не более 10% рабов, вывезенных из Африки. 90% невольников были поставлены на острова Карибского моря и в Южную Америку. Страной, получившей наибольшее количество черных невольников, считается Бразилия, на долю которой пришлось примерно 38% от объемов трансатлантической работорговли. Показательно, что до примерно 1820 года в Новый Свет попадало больше чернокожих, чем белых. Различные источники указывают, что число черных "переселенцев" превосходило число белых в 2-5 раз.
Среди рабов на островах Карибского моря и в Южной Америке смертность была столь высокой, а уровень рождаемости столь низким, что недостачу рабочей силы приходилось восполнять, привозя новых невольников из Африки. Большинство новых рабов умирали в течение первых трех лет после продажи на плантации. В США смертность была столь же высокой, но рождаемость превышала уровень Карибского моря на 80%. В результате, в середине 19-го века большинство рабов на британских островах Карибского моря и в Бразилии были рождены в Африке, а большинство рабов в США были американцами, как минимум, во втором поколении. В 1860 году чернокожие составляли 13% населения США, 89% из них были рабами. В свою очередь, у трети свободных чернокожих были свои собственные рабы (часто в этой роли выступали члены их семей, не имевшие вольной).
Чернокожие рабы появились в США еще до образования первых английских колоний. Первое упоминание о рабах относится к 1519 году - их завезли во Флориду испанцы.
В 1852 году писательница Гарриет Бичер-Стоу \ Harriet Beecher Stowe опубликовала роман "Хижина дяди Тома" \ Uncle Tom's Cabin, которая стала самым популярным (по размерам совокупного тиража) романом 19 века и заняла второе место в списке самых популярных книг столетия, уступив только Библии. Прототипом для образа дяди Тома был бывший раб Джосайя Хенсон \ Josiah Henson (он впоследствии опубликовал мемуары и выступал с лекциями). Считается - во всяком случае таким было мнение многих современников Бичер-Стоу - что эта книга стала одной из причин войны Севера и Юга США (1861-1865). В свою очередь, публикация романа в Великобритании так повлияла на общественное мнение англичан, что Британская Империя отказалась помогать южанам, что, во многом, повлияло на результаты войны. Тем не менее, роман мало соответствовал действительности: Бичер-Стоу никогда не была на юге и судила о ситуации на основе пропагандистских прокламаций аболиционистов и по рассказам беглых рабов. К примеру, описанные ею гигантские плантации, на которых трудились черные невольники, в США были редкостью. В 1850 году лишь на 125 плантациях было более 250-ти рабов. Половина белых фермеров и ремесленников имели не более 5-ти рабов, и их жизнь (в материальном плане) была немногим лучше, чем у их невольников. В свою очередь, претензии к писательнице высказывают и чернокожие: по их мнению в романе выведен искаженный образ дяди Тома (всепрощающего, крайне религиозного и искренне преданного хозяевам человека), мало соответствующий действительности.
Цены на рабов в США колебались в зависимости от рыночной конъюктуры - например, они повышались с ростом цен на хлопок. Обычно мужчины стоили на 10-20% дороже женщин, а дети были вдвое дешевле мужчин.
Рабская рабочая сила позволила создать в США сеть железных дорог. Так, к 1860 году рабами была построена треть железнодорожного полотна США, что превышало общую протяженность железных дорог Великобритании, Франции и Германии.
Подавляющее большинство рабов в США - 95% - жили и работали в южной части страны (до 1861 года, когда рабство было отменено на всей территории США), на Севере рабства не было. Результатом этого было большое расслоение между богатыми и бедными на Юге - на Севере разрыв в доходах был намного меньше. В 1860 году две трети американцев, обладавших состоянием $100 тыс. и более, жили в южных штатах. При этом, по уровню жизни, Юг (естественно, оценивался уровень жизни белого населения) занимал четвертое место в мире, Север - 9-е.
В 1821 году аболиционисты США создали Американское Колонизационное Общество\American Colonization Society, которое поставило своей целью отправку чернокожих обратно в Африку. Местом возвращения стала территория, впоследствии ставшая республикой Либерия (образована в 1847 году). Афро-американцы составляли не более 3- 5% населения новорожденной республики, но никогда не смешивались с местными племенами. Афро-амеркианцы традиционно занимали ключевые посты в структурах государственной власти (эта практика стала одной из причин кровопролитной гражданской войны в 1990-е годы). Система государственной власти Либерии была скопирована с США. Столицей страны стала Монровия, названная в часть президента США Джеймса Монро\James Monroe. В период с 1943 по 1982 год доллар США был национальной валютой Либерии.