Психологические корни террориста
Более-менее понятно, как приверженцы идеологии джихадизма создают террористические ячейки. Намного менее известно, почему они вступают на этот путь.
Эксперты, анализирующие эту проблему, утверждают, что общепринятого алгоритма действий не существует. Как правило, потенциальные члены новой террористической структуры находят друг друга в мечетях, на религиозных собраниях, среди родственников или просто с помощью Интернета. Иногда у группы есть явный лидер, имеющий связи с известными террористическими организациями, иногда - нет.
Ячейки джихадистов получают необходимые средства самыми различными способами. К примеру, организаторы терактов в Мадриде (2004 год), в результате которых погибли более 170-ти человек, собрали требуемые средства ($10-15 тыс.) с помощью наркоторговли и продажи поддельных CD. В свою очередь, организаторы взрывов в лондонском метро (52 погибших, без учета террористов) потратили на них около $2 тыс., которые, судя по всему, были их личными накоплениями.
Также пока невозможно создать портрет "типичного" террориста. В ряде случаев члены группы имели какие-то нелады с законом, однако намного более часто они были вполне законопослушными гражданами. Также не выявлено особых закономерностей при анализе материального положения членов подобных структур: некоторые из них были весьма обеспеченными людьми, другие, наоборот, страдали от хронической бедности. Некоторые из них были хорошо интегрированы в западное общество, другие так и не смогли к нему адаптироваться и ощущали себя изгоями. Террористами становятся также люди самого разнообразного происхождения.
Джон Хорган\John Horgan, автор книги "Психология Терроризма"\The Psychology of Terrorism, отмечает, что в этой связи следует обращать внимание на несколько важных особенностей формирования террориста. Помимо прочего, к ним относятся непрерывный и постепенный характер процесса адаптации в террористической среде; определенные особенности, благоприятствующие такому вовлечению - так называемые "факторы притяжения", которые приводят людей в террористические организации или которые сознательно используют в подготовке потенциальных новобранцев; смена ролей - переход от отдельных пробных попыток выражения публичного протеста к сознательному целенаправленному незаконному поведению; понимание значения особенностей, присущих той или иной роли (что удерживает снайпера от того, чтобы стать бомбистом-самоубийцей).
Хорган выделил несколько факторов, которые, по его мнению, могут считаться "факторами риска". По его мнению, у каждого члена террористической ячейки был личный опыт преследования - реальный или воображаемый. Потенциальный рекрут испытывает наслаждение от присоединения к подобной структуре - он переживает эмоциональный подъем и осознает смысл своей жизни, он полностью идентифицирует себя с идеологией группы. Кроме этого, для того, чтобы человек пожелал стать членом террористической организации, требуется определенный социальный опыт - он может быть получен в семье, среди друзей или в учебном заведении.
Рэнди Борум\Randy Borum, автор книги "Психология Терроризма"\Psychology of Terrorism, приводит иную гипотезу. С его точки зрения террористы, как правило, страдают от "травм нарциссизма", то есть от серьезного ущерба, который наносится в течение долгого времени их представлению о себе как о личности. Этот ущерб настолько силен, что заставляет их искать себе новую, "позитивную" идентичность и вновь обретать самоуважение и ощущение значительности через принадлежность к террористической группе. Борум добавляет: "Связь между фрустрацией - состоянием, когда человек не может добиться своей цели или вести себя так, как ему хочется - и агрессией может быть "главным объясняющим моментом", позволяющим понять причину, по которой люди прибегают к насилию".
Исследователь терроризма Диего Гамбетта\Diego Gambetta, в свою очередь, утверждает, что большинство террористов находятся в состоянии, граничащем с аутизмом, и поэтому тяготеют к идеологиям, которые упрощают мир, деля его на "черное" и "белое", "хорошее" и "дурное". Они не признают полутонов и неспособны понять, что мир намного сложнее.
Психолог Джерролд Пост\Jerrold Post, автор книги "Психологические Корни Терроризма"\The Psychological Roots of Terrorism, пишет: "Члены террористических ячеек не подвержены депрессии, не испытывают сильной тревоги и не являются безумными фанатиками. Террористические группы и организации отсеивают психически неустойчивых людей, которые, в конце концов, представляют риск для их безопасности. Для членов террористических групп существует множество личных мотивов. Для одних это ощущение власти, которое получают безвластные, у других главным мотивом становится месть, третьим надо обрести чувство собственной значимости". Пост отмечает, что создать портрет типичного террориста или человека, который может им стать, индивидуальная психология не позволяет. По его мнению, требуются исследования "социальной психологии, в рамках которой разработано понятие "коллективной идентичности", то есть самосознания личности через принадлежность к группе или организации".
В 2007 году психологи Университета Мичигана\University of Michigan пришли к выводу, что насилие, санкционированное Богом (то есть, соответствующие заповеди, содержащиеся в сакральных текстах), увеличивает агрессивность, особенно среди искренне верующих последователей данной религии. Этот вывод был сделан на основе опытов со студентами двух университетов. Серия экспериментов показала, что молодые люди, которые были уверены в том, что упоминания о жестокостях, содержащиеся в Библии, имеют божественную природу, проявляли намного большую жестокость и агрессивность, по сравнению со своими менее религиозными сверстниками. Уровень жестокости еще более возрастал, если студентам зачитывали библейский стих, в котором Господь санкционировал насилие. Любопытно, что после прослушивания этого текста более агрессивными становились и неверующие, правда их агрессия проявлялась в меньшей степени. Авторы исследования считают, что эти эксперименты подтверждают теорию, согласно которой религиозные фундаменталисты чаще становятся террористами. Если верующие люди постоянно читают священные тексты, уделяя внимание лишь пассажам, прославляющим насилие, и пропуская строки, содержащие призывы к терпимости и миролюбию, то в высокой степени вероятности они будут более склонны прибегать к насилию.