Эра авиации

В 1908 году авиация находилась на пике моды. Журналы и газеты того времени публиковали описания будущего: человечество должно было жить в гигантских небоскребах и передвигаться на воздушных такси. В любом случае, именно в этом году стало окончательно ясно, что самолет способен перевозить пассажиров, находиться в воздухе долгое время и преодолевать значительные расстояния. Поэтому 1908 год можно считать годом начала авиации.

В 1901 году американский изобретатель Орвилл Райт\Orville Wright совершил первый управляемый полет на летательном аппарате тяжелее воздуха. Историческое событие состоялось неподалеку от городка Китти Хок в штате Северная Каролина. Самолет Wright Flyer (его изобрели и собрали два брата - Орвилл и Вилбур\\Wilbur Райт) пролетел 36.5 метров и продержался в воздухе 12 секунд. Немедленно после этого были проведены еще три полета, один из них продолжался почти минуту. В 1908 году Уилбур Райт, выступая в Аэроклубе Франции, заявил: "В 1901 году я сказал своему брату Орвиллу, что человек не сможет летать, как минимум, еще 50 лет. С тех пор я не доверяю себе и избегаю делать предсказания".

В 1908 году произошло не менее знаковое событие - житель города Дайтона (США) Чарльз Фарнес\Charles Furnas стал первым в мире авиационным пассажиром. Уилбур Райт прокатил друга на своем самолете: полет продолжался 29 секунд, Фарнес преодолел дистанцию в 600 метров. Примерно в это же время первого европейского пассажира - Леона Делагранжа - прокатил на своем самолете великий французский авиатор и изобретатель Анри Фарман. Оба полета состоялись независимо друг от друга. В том же году лейтенант Армии США\US Army Томас Селфридж\Thomas Selfridge стал первым пассажиром, погибшим в авиакатастрофе. Самолет, который пилотировал Орвилл Райт, потерпел крушение (пассажир погиб, сам Райт получил тяжелые травмы), а француженка Тереза Пелтье стала первой авиапассажиркой - ее взял на борт самолета французский летчик Леон Делагранж (тот самый, который был пассажиром у Анри Фармана).

Тогда битва за воздух велась, в основном, между американскими и французскими авиаторами. Участники этой гонки внимательно следили за достижениями своих коллег-конкурентов. Так, к примеру, Леон Делагранж наблюдал за тем, как Уилбур Райт совершил рекордный по продолжительности полет (16 минут) на самолете собственного производства. Через несколько недель Делагранж побил рекорд Райта, продержавшись в воздухе 31 минуту. Еще через месяц Райт вновь стал рекордсменом, пробыв в воздухе 57 минут 31 секунду. Уилбур Райт также установил новый рекорд по полету с пассажиром - 9 минут. 31 декабря 1908 года Уилбур Райт совершил невозможное: он первым в истории перелетел пролив Ла-Манш, проведя в воздухе 2 часа 20 минут.

В результате, авиаперелеты, в том числе и трансконтинентальные, стали нормой жизни. Авиация стала перевозить на дальние расстояния не только людей, но и почту, различные грузы и пр., благодаря чему изменились системы коммуникации и связи, индустрия торговли и пр. Войны стали вестись не только на земле и море, но и в воздухе. Показательно, что именно в 1908 году генерал Фердинанд Фош, профессор Высшей Военной Школы Франции, заявил: "Аэропланы - это интересные игрушки, однако не имеющие военного значения". В 1921 году была издана культовая книга "Господство в воздухе", в которой была впервые изложена целостная теория воздушных войн. Ее автором был итальянский генерал Джулио Дуэ, который является автором следующего изречения: "Чтобы готовиться к войне, надо обладать богатым воображением".

При подготовке этого текста была использована информация из книг Тома Кроуча\Tom Crouch "Крылья. История Авиации от Воздушного Змея до Космической Эры"\Wings: A History of Aviation from Kites to the Space Age, Фреда Ховарда\Fred Howard "Биография Братьев Райт"\Wilbur and Orville: A Biography of the Wright Brothers и Нэнси Мастерс\Nancy Masters "Аэроплан"\The Airplane.