Необычный трал

«ТРЕХКОЛЕСНЫЙ ВЕЛОСИПЕД» РЕКОРДНОЙ МАССЫ

Михаил Свирин

Об этой интересной машине известно немного. Кроме того, что она находится в музее БТВТ в Кубинке, иную достоверную информацию вы вряд ли отыщите. А вот сказок и поверий о ней хватает с избытком. Согласно одной из них (кстати, уже пересказанной за рубежом) этот бронированный “трицикл” захватили в боях на Курской Дуге. Другая уверяет, что машина была закопана немцами при отступлении где-то в Белоруссии (вариант — в Польше) и ее разыскали только после войны саперы. До недавнего времени автор верил в рассказ одного из старожил Кубинки, который со знанием дела рассказывал, что эту каракатицу нашли на свалке одной из наших воинских частей, расквартированных в середине 50-х годов в Германии. При этом назывались столь правдоподобные детали, которые придавали повести наиболее значимый вес. Так, например, сообщалось, что башня от “трехколесника” находилась на расстоянии нескольких десятков метров от корпуса, опрокинутого в громадную воронку, на дне которой валялись какие-то выпавшие детали. Будто, были найдены следы огня на внутренней поверхности, из чего делался вывод о ее поджоге при отступлении и т.д. Дата находки, вроде бы «поется» с отсутствием какой бы то ни было информации об этом уроде в «кубинском» фотоальбоме «Трофейные танки и САУ» 1947 г.


Для тех, кто еще не понял, о чем мы поведем речь в статье, поясню, что речь идет о немецком трехколесном бронированном минном трале громадных размеров, что стоит почти прямо напротив входа в шестой павильон Музея Бронетанкового вооружения и техники. Эта трехколесная каракатица неизменно привлекает внимание многочисленных посетителей музея и потому всегда интересовала и автора этой статьи. Как водится, сначала я попытался проштудировать немецкие источники и, к своему удивлению, не нашел в них практически ничего. Затем, просмотрел вообще всю доступную иностранную литературу и нашел ... массу предположений, среди которых мелькали уже рассказанные выше легенды. И все.

Затем, был период изучения документов, относящихся к концу войны и послевоенному периоду. Однако и сегодня я не могу похвастаться хорошими результатами. Но тем не менее, могу поделиться информацией, которая бесспорна.

Эта боевая бронированная машина была создана совместными усилиями трех немецких фирм «Крупп», «Даймлер-Бенц» и «Алкетт», причем окончательная сборка и отладка механизмов проводились последней. Один из шильдиков, сохранившихся на механизме отбора мощности для поворота машины имеет дату — IX/41, что позволяет сделать предположение о дате изготовления этого механизма и изделия в целом: осень 1941 г.

Первое упоминание об этом бронированном монстре встречается в справке «об обнаруженных на территории Германии экпериментальных образцах вооружения, представляющих интерес», датированной осенью 1946 г. К сожалению, до сих пор не установлено место обнаружения машины. Но, согласно упомянутой справке, в которой были отдельно перечислены «образцы полигона Кумерсдорф», машины там не было.

Фотографии обнаруженного «трехколесника» позволяют утверждать, что он был не только комплектным, но, скорее всего, даже исправным и незадолго до фотографирования двигался задним ходом.

Бесспорно также и то, что в начале 1947 г. трал был доставлен в Кубинку, где был подвергнут осмотру, образмериванию, взвешиванию и испытаниям движением. Но испытания на проходимость по пересеченной местности и траление не проводились вследствие недостаточно надежной работы отдельных узлов и механизмов трала. Впрочем, имеется ссылка на проведение испытаний этой машины на территории Германии, которая пока не найдена.

Выводы по результатам испытаний гласили, что «по конструктивному исполнению отдельных узлов трала он не является современным и не представляет особого интереса», а также то, что «большая масса, низкая удельная мощность, скорость движения и слабое бронирование трала при его больших размерах делают его легко уязвимым для огня артиллерии любого калибра». И это вполне справедливо. Немецкая тяга к большому ассортименту узкоспециальных машин и на этот раз оказалась несостоятельной. По окончании испытаний трал, точнее — «тралящий танк», согласно принятой немецкой терминологии, занял свое место в коллекции НИБТполигона, а позднее перешел в экспозицию музея БТВТ.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Конструкция трала несколько необычна. Он напоминает сильно увеличенный лафет от немецких тяжелых орудий Первой и Второй Мировой войн, на который создатели вместо орудийного ствола взгромоздили бронированную кабину с двигателем и пулеметной башней. Подобно описанному в литературе такому же монстру, но на четырех колесах, известному под названием «Raumer - S», урод, хранящийся в Кубинке, представлял собой попытку создания узкоспециальной бронированной машины, непригодной для решения каких угодно иных задач, кроме траления минных полей.

Корпус трала разделен на четыре отделения: управления, боевое (или командное), трансмиссионное и моторное (названия отделений заимствованы из первого отчета по испытаниям). В отделении управления (в носу машины) размещался водитель и органы управления (рулевое колесо, рычаги и педали) и щиток контрольных приборов. Боевое отделение располагается сразу за отделением управления и дополнено вращающейся башней от ранних Pz I, в которой имелось сиденье для командира машины (бывшего по совместительству стрелком). Башня, вооруженная пулеметами MG 34, предназначалась для обороны машины при тралении от пехотных подразделений противника.

Трансмиссионное отделение располагается под боевым и по бокам от него. Оно содержало механизмы передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, аккумуляторы и часть приводов управления.

Моторно-силовое отделение, расположенное в корме корпуса, содержало двигатель с системами питания и охлаждения, главным фрикционом и частью приводов управления.

Корпус сварен из катаных броневых листов низкой твердости толщиной от 20 до 40 мм. Днище корпуса, как подверженное наиболее сильному воздействию от разрывов противотанковых мин, имело особую конструкцию. Оно было двойным с расположенным в междудонным пространстве ячеистым каркасом, предназначенным для увеличения жесткости конструкции. Все агрегаты силовой установки и трансмиссии были смонтированы на съемном внутреннем дне толщиной 20 мм.

В передней части корпуса, на его крыше на болтах монтировалась подбашенная коробка, сваренная из броневых листов толщиной 10-35 мм. На крыше подбашенной коробки установлена башня танка Pz I, вооруженная спаркой пулеметов MG 34 (на изучаемом образце один пулемет отсутствовал).

Сердцем силовой установки трала был двигатель фирмы «Майбах» марки HL-120, мощностью 300 л.с., подвешенный на трех специальных эластичных опорах. Топливный бак, емкостью 270 л., был расположен в кормовой нише корпуса. Топливо подавалось к двигателю двумя топливными насосами диафрагменного типа. Двигатель был укомплектован двумя карбюраторами типа «Соллекс». Система охлаждения, емкостью 70 л., включала в себя два радиатора пластинчато-трубчатого типа, установленных вместе с вентиляторами позади двигателя по бортам корпуса. Очистка воздуха, необходимого для двигателя, происходила в двухступенчатых очистителях, а забор его — изнутри моторного отделения.

Передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам производилась по следующей цепочке: Двигатель — Главный фрикцион — Гитара — КПП с демультипликатором — Главная и промежуточная передачи — Бортовой редуктор — Колеса.

Поворот трала осуществлялся посредством поворота специального направляющего колеса, расположенного в кормовой части корпуса. Управление поворотом механическое с отбором мощности на привод управления от гитары силового привода. Привод управления включал в себя штурвал, систему карданных валов, редуктор отбора мощности, червячные пары и цепи.

Водитель трала, вращая штурвал, через карданные валы, включал соответствующий фрикцион редуктора отбора мощности, в результате чего червячные пары начинали вращаться в ту, или иную стороны, перетягивая цепями рулевое колесо вправо-влево от среднего положения.

Для торможения трала применялись ленточные тормозы, смонтированные на наружной поверхности ступицы ведущего колеса. Тормозные ленты шириной 75 мм были обшиты ферродо. Привод к тормозам осуществлялся от рычагов управления и педали экстренного торможения.

Особенностью трала стало применение в нем специальных гусеничных цепей с башмаками, одетых на ведущие и направляющее колеса. Конструктивно они были похожи (как это уже говорилось) на подобные «калоши» немецких тяжелых полевых орудий Первой Мировой. Однако, конструкция их была значительно усилена. Цельнолитые опорные башмаки обладали громадным запасом прочности, а промежуточные звенья, выполненные в виде двух вилок, соединенных между собой зубчатыми перемычками, усиливали жесткость конструкции при надавливании сверху колеса. Проводимые эксперименты показали, что при многократных разрывах противотанковых мин под нагруженной цепочной из башмаков, приводили только к незначительному разрушению соединительных пальцев.

И в заключение хочется упомянуть, что все известные модели этого трала из «эпоксидки» довольно далеки от оригинала. Кроме того, рекомендуемая многими авторами окраска трала, в желто-полосатый камуфляж, также неверна. На приведенных здесь фотографиях вы можете сами заметить, что трал — серый.

Автор напоминает, что при использовании материалов данной публикации, ссылка на нее обязательна.