Трактор, возомнивший себя "Тигром"

М. Свирин, 1996

Еще осенью 1939 г., в ходе Польской кампании, Управление Вооружений сухопутных войск Германии (Heereswaffenamt) выдало задание фирмам Даймлер - Бенц (Daimler - Benz) и Краусс-Маффей (Kraus - Maffei) на разработку концепции специализированного «полицейского танка» для поддержания порядка на оккупированных территориях.

Танк, получивший индекс VK 1801, должен был иметь достаточно толстую броню, чтобы выдерживать попадания бронебойных пуль противотанковых ружей, а также снарядов легкой и противотанковой артиллерии.


Но прочие требования к новому танку были очень противоречивы, а задание - неконкретным. Проект, начавший вырисовываться уже зимой 1940 г., был вскоре отложен, как неприоритетный и к нему вернулись почти через два года.

В конце 1941 г., когда начали ощущаться активные действия партизан на Востоке и на Балканах, проект VK 1801 был откорректирован в сторону увеличения допустимой массы (свыше 20 т.) и толщины брони (не менее 70 мм).

Основным полем деятельности танка теперь считался лес и потому особое внимание обращалось на хорошую проходимость в условиях бездорожья и малые габаритные размеры.


Сборка танков началась 1942 г. Корпус для них был спроектирован и изготовлен на фирме Даймлер-Бенц, причем толщина его брони в лобовой части была доведена до 80 мм (отечественные отчеты дают толщину лобовой брони танка 82 мм). В качестве силовой установки в танке был применен двигатель HL 45P фирмы Майбах (Maybach). Ходовая часть этого «малютки», по весу сравнявшегося со средним танком Pz III (21 т), была спроектирована на фирме Краусс-Маффеи под руководством Э.Книпкампа и представляла собой как бы уменьшенную копию таковой от танка «Тигр». Экипаж насчитывал 2 человек, а вооружение — спарку пулеметов MG 34.


Всего к исходу 1942 г. было изготовлено 30 таких танков, получивших индекс PzKpfw i Ausf F, которые ввиду недостатка боевых машин на фронте, выступили и в несвойственной им среде. Так 8 танков было направлено в 1 танковую дивизию на Восточный фронт, где по крайней мере три из них попали в руки советскиз войск в более или менее нормальном состоянии (правда у одного был неисправен двигатель). Остальные эпизодически использовались для охраны тыловых коммуникаций в России и Югославии, где показали себя неплохо.

Подвеска танка обеспечивала ему очень мягкий ход, хотя скорость его движения была небольшой. Благодаря широким гусеницам танк имел сравнительно невысокое удельное давление на грунт и потому его проходимость превосходила таковую у прочих «панцеров».


При испытании корпуса одного из захваченных PzKpfw I Ausf F обстрелом он оказался куда более стойким, чем танк PzKpfw IV. Этому способствовало то обстоятельство, что геометрические размеры броневых листов корпуса были маленькими, а система их крепления более жесткой, чем у многих других танков.

Многие наши современники высмеивают «эту каракатицу», справедливо подвергая критике ее боевые возможности на поле боя, но они забывают, что этот танк был предназначен отнюдь не для борьбы с себе подобными, а против партизанских соединений, на вооружении которых не предполагалось тяжелого вооружения и бронированной техники.

Являясь поклонником всяческих «моральных уродов», я абсолютно убежден, что этот «трактор, возомнивший себя Тигром», как никто другой хорошо отвечал своему назначению. Возможно, что такие малоразмерные, хорошо бронированные и вооруженные пулеметами танки, могли бы пригодиться для участия в боевых действий в Афганистане, Чечне и Урюпинске.