Своевременный симбиоз
Михаил Свирин
Еще до начала главных сражений второй Мировой войны, летом 1939 г., на боевой карьере первого немецкого массового танка — PzKpfw I фактически был поставлен крест. Его ценность в условиях реального боя оказалась почти нулевой и перед Управлением Вооружений вермахта (Heereswaffenamt) «во весь рост» встала проблема практического использования этих бронированных каракатиц, численность которых в войсках была еще довольно большой. Попытки приспособить шасси этих танков в качестве тягачей, ремонтно-эвакуационных и инженерных машин, бронетранспортеров и т.д., были немногочисленными и ограничивались малой мощностью двигателя и незначительным ресурсом ходовой части.
Одним из возможных путей продления жизни «единичек» было создание на их шасси легких самоходно-артиллерийских установок. По этому пути была направлена мысль инженеров фирмы «Алкетт», которая в середине 1939 г. была выделена как генеральный разработчик САУ вермахта. Выполненный в августе эскизный проект предполагал создание не одной, а сразу трех легких САУ на шасси PzKpfw I Ausf A. На несколько доработанном корпусе с частично срезанной подбашенной коробкой предполагалось установить за легким щитовым прикрытием 37-мм противотанковую пушку PaK 35/36, 20-мм зенитную пушку FlaK 30 или 75-мм легкое пехотное орудие leIG 18. Представленные на обсуждение деревянные модели этих машин вызвали интерес представителей «танковой комиссии» Рейхсминистерства Вооружения и Боеприпасов. Но в первоначальном виде была одобрена только зенитная САУ, изготовление которой, впрочем отложили на 1940 год. 75-мм самоходное орудие поддержки отклонили совершенно, так как фирма «Даймлер-Бенц» уже осваивала в производстве цельнобронированное штурмовое орудие StuG III, а 37-мм противотанковое самоходное орудие серийно устанавливали на шасси однотонного тягача и среднего бронетранспортера SdKfz 251, где имелись куда лучшие условия обитаемости для расчета.
Возможно, так и не появился бы на свет этот интересный истребитель танков, если бы не нашлось в германской армии противотанковое орудие, испытывавшее не меньшие трудности «акклиматизации» в новых условиях. Это была очень мощная (с точки зрения бронепробиваемости) 47-мм пушка чехословацкого производства, доставшаяся немцам в большом количестве после оккупации этой передовой, с точки зрения артиллерии, страны. Орудие было разработано в 1937-38 гг. фирмой «Шкода» и под индексом 4,7 cm KPUV vz. 38 было принято на вооружение чехословацкой армии (правда, для многих любителей она более известна по своему заводскому индексу — А5). Несмотря на свои выдающиеся характеристики, эта пушка совершенно не была приспособлена для перевозки механической тягой. Колеса ее были деревянными, а потому скорость возки ограничивалась на уровне 10-15 км/ч. Это считалось достаточным для чешской армии, но лошадиные упряжки совершенно не подходили для немецкого «блитцкрига» и потому большинство орудий А5, получивших в немецкой армии индекс 4,7 cm PaK (t), «до времени» стояли в арсеналах и на складах, и лишь небольшая их часть была оснащена рессорными подкатными тедлежками и составила ядро противотанковых подразделений РГК. Некоторое количество орудий были переданы также словацкой и румынской армиям и подразделениям оккупационных войск.
В октябре 1939 г. руководитель «Танковой комиссии», доктор технических наук, Ф.Порше, подписал контракт с фирмой «Алкетт» об изготовлении опытного образца легкой противотанковой САУ на шасси легкого танка PzKpfw I, или PzKpfw II для оснащения противотанковых частей РГК.
Для установки 47-мм орудия на «единичку» проектировщики воспользовались ранее отвергнутым проектом 37-мм противотанковой САУ. В целом он остался неизменным, но поскольку перегруженная ходовая часть и недостаточно мощный двигатель танка PzKpfw I Ausf A явно не обеспечивали необходимую подвижность машине, а ведение огня без специальных упоров разбивало ленивец, лежащий на земле, орудие было установлено на шасси PzKpfw I Ausf B. Кроме того, для улучшения защиты расчета от пуль и осколков, он получл открытую сзади и сверху рубку с толщиной стенок 10—8-мм, вместо штатного толщиной 4-6 мм. В таком виде эта САУ 10 февраля 1940 г. была продемонстрирована Гитлеру и другим представителям генералитета.
Машина понравилась, ей было присвоено название 4,7-cm PaK(t) Sfl auf PzKpfw I Ausf B (SdKfz 101), и в марте она была принята на вооружение. Вскоре началось и ее серийное производство (точнее — переоборудование), проводившееся на фирмах Алкетт и Даймлер-Бенц. Причем если первая осуществляла монтаж оборудования и ей принадлежат основные лавры создателя, то вторая делала не менее важное дело — капитальный ремонт изношенных шасси и двигателей «единичек» (часто приходилось перебирать двигатели «до последнего винтика»). Всего к маю 1940 г. было заказано 130 машин (помимо двух прототипов, имеющихся в наличии), изготовление которых, впрочем, затянулось до июня 1940 г. Эти орудия должны были поступить в семь противотанковых батальонов РГК, в которых первая рота должна была иметь на вооружении самоходные орудия. Однако такое положение вещей просуществовавло недолго, так как пехотные части не имели танкоремонтных мастерских. Весной 1940 г. противотанковые САУ начали понемногу передаваться в танковые части. Тога же за ними закрепилось название, которому было суждено прославиться — «Panzerjager I».
В боевых действиях весны-лета 1940 г. САУ ничем не прославились, а имевшие боевые столкновения с французскими танками проходили с переменным успехом. В случае обстрела легких танков R35 — H39, их броня уверенно «перфорировалась» в кратчайшее время; в случае же встреч со средними S35 бронепробиваемость орудия оказывалась недостаточной. Летом-осенью 1940 г. «охотники за танками» упорно упражнялись в стрельбе по обширной коллекции трофейных танков, а также вновь ремонтировались. Здесь же была проведена и первая модернизация этих толком еще не воевавших машин. Она заключалась в замещении старых броневых рубок несколько более просторными и имевшими большую толщину бортовой брони, которые теперь целиком изготавливались сваркой (прежде применялось смешанное сварно—клепаное соединение). В боекомплект орудия впервые были введены остроголовые бронебойные снаряды с приварной головной частью высокой твердости. Эти снаряды оказались столь удачными, что с дистанции 100-200 м уверенно пронзали броню французских B-1, а иногда даже броню британских «Матильд». По опыту применения таких снарядов в 47-мм чехословацкой пушке аналогичные боеприпасы были введены и для 37-мм и 50-мм танковых и противотанковых пушек.
Осенью 1940 г. Рейхсминистерство Вооружения и боеприпасов с подачи Генерального штаба, занимавшегося подготовкой вторжения в СССР, выдало дополнительный заказ на «Panzerjager I» очень нужные в передовых подразделениях наступающих войск. Размер заказа был невелик и составлял всего 60 машин, что определялось, видимо, ограниченным количеством исправных шасси. Но теперь переоборудованием танковых шасси в САУ занимались уже фирмы «Даймлер-Бенц» и «Шкода», так как «Алкетт» погрязла в большом заказе на изготовление штурмовых орудий.
Летом 1941 г. «Panzerjager I» с новыми снарядами в боекомплекте зарекомендовали себя очень хорошо и все нарекания на него вызывались почти исключительно недостатками ходовой части и трансмиссии. Часто САУ застревали на русских грунтовых дорогах даже после небольшого дождя, а осенью у них начали дружно ломаться КПП. Все это усугубилось с наступлением холодов, так как двигатель на морозе ниже 15 градусов мороза заводиться отказывался напрочь. Это послужило поводом того, чтобы отправить большинство оставшихся в строю истребителей танков в северную Африку, где они довольно успешно «колотили» британские крейсерские танки. Но подразделения истребителей танков, которые находились в составе группы армий «Юг», продолжили свою нелегкую службу на Восточном фронте. Впрочем в 1942 г. здесь было довольно много целей, оказавшихся им «по зубам», так как подразделения Красной армии в это время имели довольно много легких танков — Т-26 и Т-60. Последние из известных боевых эпизодов с участием «Panzerjager I» на Восточном фронте относятся к периоду обороны Сталинграда осенью 1942 г., где они, видимо, и нашли логическое завершение своей воинской службы.
Несомненно, первый истребитель танков вермахта был далек от идеала. На его облике отразились все неизбежные последствия «временного решения», каковым он являлся, но тем не менее, опыт по его созданию не прошел даром. Именно такой путь модернизации позволил находящейся в цейтноте немецкой армии в сравнительно короткий срок обновить материальную часть своих истребительно-противотанковых подразделений и при этом разумно утилизовать парк ходовых частей устаревших танков. «Panzerjager I» был прямым предком большого семейства противотанковых САУ, получивших имя «Куница» (Marder).
Автор напоминает, что при использовании материалов данной публикации, ссылка на нее обязательна.
Для периодических изданий, желающих опубликовать материал на своих страницах, автор по договоренности готов предоставить наиболее полный текст статьи, чертежи машины в масштабе 1:35 и фотографии, хранящиеся в его коллекции.