Легкие танки

Легкий пехотный танк Т-50

Разработка танка начата КБ завода 174, объединенного с ОКБ 185 на основе конструкции танка "126-СП" (назывался также СП-126, или Т-126). В ходе проектирования по настоянию военных в танк были внесены изменения, подсмотренные у немецкого Pz III (командирская башенка, профиль торсиона и даже форма пулестойких петель).

На государственные испытания танк прибыл одновременно с конкурентом, созданным на ЛКЗ под руководством Л.Троянова ("Объект 211") и по ряду параметров (подвижность, броневая защита, обзор ...) испытания выиграл.

Рекомендован для принятия на вооружение 12 февраля 1941 г. Начало серийного производства было запланировано на 2-е полугодие 1941 г и реально данный срок был выдержан.

После войны родились многочисленные высказывания, что танк оказался чрезмерно дорогим и это не позволило развернуть его массовое производство. Но это неверно и главным препятствием на пути массового производства стал дизельный двигатель В-4 (половинка В-2), освоить производство которого в условиях эвакуации не удалось. Производство танка велось в Ленинграде, а после эвакуации - в Омске. Всего выпущено не менее 69 танков, причем в 1942 г. велось его производство в упрощенном варианте (с литой башней без башенки, минимальным набором штампованных деталей и без радиостанции).

Плавающий танк Т-40

Танк был создан ОКБ завода 37 под руководством Н.Астрова для замены Т-37/38. Прототипы танка, носящие индекс "010", проходили многочисленные испытания летом 1939 г, по результатам которых был выбран окончательный вариант. 19 декабря 1939 г. танк был принят на воорудение РККА под индексом Т-40, серийное производство танка началось на заводе 37 в октябре 1940 г. До начала войны выпущено 220 танков Т-40, из которых принято приемкой 208.

Танк использовался на фронтах ВОВ до весны 1942 г., после чего ввиду износа матчасти все Т-40 были утрачены. Иногда утверждается, что выпускался танк Т-40с, но ни в каких в документах времен войны такого индекса не обнаружено.

Легкий танк Т-30/Т-60

В мае 1941 г. завод 37 получил задание по освоеннию серийного производства танка Т-50, однако в ходе начавшейся войны выполнить задание не смог. В июле 1941 г. завод получил задание удвоить недельный выпуск танков Т-40, что было под силу лишь в случае отказа от плавательного оборудования.

Необходимые изменения были одобрены Наркоматом и вскоре новый танк, получивший индекс Т-30, увидел свет. За счет экономии массы в нем удалось поднять бронирование лобового листа с 12,7 до 15,2 мм, но в остальном конструкция осталась неизменной.

В августе 1941 г. проектировщики завода 37 провели целый комплекс мер по экономии массы танка для увеличения его лобовой брони до 20 мм и упрощения технологии сборки. В результате родился танк с индексом "060", который был одобрен к серийному производству. Кроме более толстой брони танк получил также 20-мм пушку ТНШ (или "ШВАК" - танковая). В октябре-декабре 1941 г. пушка ТНШ устанавливалась также на все ремонтные танки Т-30. С 1 октября 1941 г. танк выпускался с упрощенным корпусом А.Богачева с толщиной лобовой брони 25-30 мм.

Танк оказался чрезвычайно простым в серийном производстве и потому помимо завода 37 массово выпускался в самое сложное время на неподготовленных площадках заводов "ГАЗ", №38, Сталинградская судоверфь (№ 264).

Легкий танк Т-45

Еще в августе 1941 г. КБ завода 37 и ГАЗа начали работы, направленные на вооружение легкого танка Т-60 пушкой, имеющей хороший осколочный выстрел при удовлетворительном бронебойном. Собственно, как тогда говорили, "нужно сделать танк под пушку". КБ завода 37 (гл. инж. Мартиросов) приняло решение сохранить корпус танка неизменным и вести работы только в области совершенствования силовой установки и создания новой башни с вооружением.

Новую башню с 45-мм пушкой изготавливали в содружестве с КБ завода 92 (Грабин). В результате к январю 1942 г. был изготовлен танк "062" (или Т-60-2) с 45-мм пушкой ЗИС-19БМ в новой башне и увеличенной до 25 мм толщиной верхнего лобового листа.

Однако, КБ расчитывало на установку в танк двигателя мощностью 110 л.с. ЗИС-60, в крайнем случае 88 л.с. ЗИС-16 (форсированные варианты ЗИС-5 с аллюминиевым поршнем и аллюминиевой головкой), выпуск которого Миасским заводом в срок освоен не был. Кроме того, на вооружение уже был принят танк Т-70 и работы над очень перспективным образцом - Т-45, были свернуты.

Самый массовый легкий танк Т-70

Разработан в ноябре 1941 г. КБ ГАЗ по заданию НКТП от 15 июля 1941 г. Принят на вооружение взамен Т-60 в яноваре 1942 г. Отличался от Т-60 установкой двухдвигательного силового агрегата ГАЗ-203, более прочным корпусом и башней с 45-мм пушкой.

Однако конструкция башни была не вполне удачной и Н.Астров обязался перед наркомом в срок 3-х месяцев оснастить танк новой двухместной башней улучшенной обзорности. Но выполнить в срок данное обещание не удалось.

Летом-осенью 1942 г. танк был доработан. В частности, были введены более прочные уширенные траки, опорные катки, новое ведущее колесо, изменен состав смотровых приборов, предусмотрена возможность установки радиостанции. Такой доработанный танк иногда называется Т-70М. По совокупности боевых характеристик танк вышел удачным, однако отсутствие второго человека в башне значитаельно ухудшало его боевые возможности.

Т-80 - последний легкий танк войны

Осенью 1942 г. ГАЗ изготовил опытный образец двухместной башни для танка Т-70. Однако первоначальные ее испытания занончились неудачно и было решено внести изменения в том числе и в конструкцию корпуса и двигательную установку. Кроме того, по требованию начальника ОГК НКТП С.Гинзбурга было дано задание увеличить угол возвышения орудия и пулемета до 65-75 град, чтобы иметь возможность вести огонь по верхним этажам зданий в условиях городского боя.

Серийное производство танка начали готовить на заводе 40 еще до завершения государственных испытаний летом 1943 года, эталонный образец танка прибыл в Мытищи. Однако танк оказался в целом недоведенным и после выпуска первой серии танков (20 шт.) его производство было приостановлено.

После устранения некоторых недостатков конструкции (причем уже без участия ГАЗа) производство танков было возобновлено, но ненадолго, так как вскоре пошли массовые рекламации из войск. Моторно-силовой агрегат танка и трансмиссия выходили из строя. Серийное производство танка было прекращено.