Штурмовые танки

SturmInfanterieGescutz 33 StuIG 33

Инициатором создания штурмового танка нового типа выступил в конце 1941 г. доктор Ф. Порше, занимавший до 1944 г. пост председателя "танковой комиссии" рейхсминистерства вооружения и боеприпасов. Он предложил изготовить на базе шасси основного танка PzKpfw III боевую машину, вооруженную 150-мм орудием, установленным в цельнобронированной рубке.

Несмотря на малый интерес к САУ господ из Управления вооружений (Heereswaffenamt), под давлением Ф. Тодта фирма Alkett в начале 1942 г. начала проектирование прототипа такой САУ. Контрактом предусматривалось изготовление в течение 1942 г. опытной серии из 24 таких САУ при сдаче первых 12-ти до окончания июня. Самоходы получили название "SturmInfanterieGeschutz 33" (StuIG 33), или "Sturmpanzer 33". Но только осенью с началом боев в Сталинраде изготовление САУ пошло быстрыми темпами. Первое подразделение, оснащенное StuIG 33, прибыло под Сталинград в октябре 1942 г. и зарекомендовало себя самым лучшим образом. Но из 24 машин там было потеряно 16. Оставшиеся САУ применялись на Курской Дуге и в боях за Днепр в составе 22-й танковой дивизии.

Sturmpanzer "Tiger" "Штурмтигр"

Этот штурмовой танк интересен не только в плане использованного шасси, но и артсистемы. Уникальность его вооружения состояла в том, что впервые в сухопутной САУ был применен реактивный миномет (или мортира) столь большого калибра. Этот "пускатель ракет" (Raketenwerfer 61 L/5,4) калибром 380-мм (вес ракеты - 345 кг, макс. дальность стрельбы - 5500 м.), был разработан для нужд германского флота. Однако флот отказался от него и фирма "Рейнметалл" предложила миномет Управлению Вооружений сухопутных войск.

Летом 1943 г. фирма "Алкетт" выполнила проект установки миномета на шасси "Фердинанда", но ввиду отказа от его дальнейшего выпуска проект был переделан под шасси танка "Тигр". Прототип нового штурмового танка был показан А.Гитлеру 20 Октября 1943 г. и привел его в восторг. Под названием "38 cm Panzermorser, Sturmtiger (Штурмтигр) Ausf E" машина была принята на вооружение и ее производство (точнее - переделка из серийных "Тигров") началось в августе 1944 г. на фирме "Алкетт". До конца войны в Германии было выпущено 18 "Штурмтигров", некоторые из которых были не вполне комплектными.

Боевой дебют этой САУ имел место при подавлении Варшавского восстания. Позднее "Штурмтигры" эпизодически применялись против Англо-американских и советских войск, но чаще всего их примение наносило чисто моральный урон.

Sturmpanzer IV "Brummbar"

В октябре 1942 г. Гитлер отдал приказ о начале производства 150-мм штурмовой САУ на шасси танка PzKpfw IV, ставшего к этому времени основным. Новая самоходная артсистема была разработана фирмами Alkett (бронекоробка) и Nibelungen (шасси) с учетом опыта работ над StuIG 33. В начале 1943 г. САУ вышла на испытания и была принята на вооружение под названием "15 cm Sturmpanzer IV, Brummbar (Медведь-ворчун, Гризли), SdKfz 166". Серийным выпуском этих боевых машин с мартьа 1943 г. и до конца войны занималась фирма "Deutsche Eisenwerke".

По сравнению с предшественниками в новом штурмовом танке была еще более усилена броневая защита, толщина которой в лобовой части была доведена до 100 мм. Однако в первых образцах оборонительный пулемет был изъят, так как считалось, что их прикрытием от вражеской пехоты должны заниматься панцергренадеры.

Первые САУ поступили на фронт в апреле 1943 г. и приняли участие в Курской битве в составе 656-го противотанкового полка. Здесь выяснилась необходимость дополнения штурмового танка оборонительным пулеметом, который был установлен на крыше (на манер штурмовых орудий). В ходе совершенствования конструкции САУ в ней была упрощена боевая рубка, установлен дополнительный вентилятор и оборонительный пулемет в шаровом яблоке лобового листа. В них также была несколько усилена ходовая часть так как масса машины превысила 30 тн.

15 cm sIG 33/2 auf Jagdpanzer 38 (Hetzer-Bison)

В середине 1944 г. на фирме ВММ производились два вида шасси: «Jagdpanzer 38» («Хетцер») и «GW 38» («Мардер» и «Бизон»). Это усложняло производство, обслуживание и ремонт различных боевых машин в войсках. Решение о снятии с вооружения истребителя танков Marder III Ausm M не решало проблемы, так как этот же тип шасси использовался в производстве очень нужной войскам 150-мм САУ поддержки Bison. В то же время слабое бронирование «Бизона» ограничивало области его применения и он нуждался в лучшей защите.

Осенью 1944 г. ОКН принимает решение о разработке бронированного штурмового 150-мм орудия sIG 33 на шасси «Jagdpanzer 38» (Хетцер). Проект САУ и опытный образец построили довольно быстро. В качестве базы для его изготовления использовали «Bergerpanzer 38», в боевом отделении которого вместо лебедок и такелажного оборудования разместилось орудие sIG 33/2, дополнительно прикрытое спереди и боков броневыми листали толщиной 15-10 мм. После испытаний новая САУ была отнесена к разряду «штурмовых танков» и принята на вооружение.

В конце ноября 1944 г. заказ на изготовление этих штурмовых танков был передан, видимо, на фирму «Алкетт», где их изготовили заново в количестве 24 штук и еще 7 машин было переделано из ремонтных «Хетцеров».